Оглавление |
---|
Проверка эффективности разных вариантов установки вентилятора - Push, Pull, шруды, бутерброд |
Тесты с Black ICE GTX |
Тесты с Black ICE GTX
Но ЕК RAD-XT – радиатор с довольно низкой плотностью оребрения, всего 12 FPI. Самое время взять другой радиатор – Black ICE GTX, у него плотность 20 FPI. Непосредственно от плотности зависит не только усредненный объем воздуха, проходящий через радиатор (он, к слову, лишь чуть меньше, чем для EK RAD-XT), а соотношение мертвой зоны и зоны активного обдува. В случае с ламинарным потоком разница в эффективности была бы практически при любой интенсивности обдува в пользу более оребренного радиатора. Но у нас-то поток не ламинарный…
Начнем с Scythe GT:
Push – комплектные винты М4 достаточно короткие и их едва-едва хватает, чтобы использовать прокладку.
Pull:
Push + Shroud – винты TFC достаточной длинны, чтобы без проблем закрепить и с прокладкой. Без нее есть риск упереться винтом в ламели радиатора.
Pull + Shroud:
2 Fans:
Стоит отметить, что даже с прокладкой по бокам остаются небольшие зазоры из-за особенности радиатора. Т.к. у нас исследование именно вариантов установки вентилятора, а не особенностей радиатора Black ICE GTX, данные щели были дополнительно герметизированы.
А результаты следующие:
Результаты интереснее, правда? «Бутерброд» вновь вне конкуренции, но и Pull не сдается. Push в аутсайдерах, что меня ничуть не удивляет. Кстати, если с радиатором EK увеличение скорости вращения с 900 до 1850 об/мин приводило к снижению дельты от силы раза в 1,5, то в данном случае для вариантов с одним вентилятором мы можем наблюдать практически двукратное снижение дельты. Но происходит это скорее всего не из-за того, что скорость потока в зоне активного обдува увеличилась в 2 раза, а потому, что эта самая зона из-за возросшей скорости потока и его давления увеличилась. И когда говорят «радиатор сложно продуть», то фраза означает не высокое сопротивление радиатора воздушному потоку, а сравнительно малую зону активного обдува при низкой скорости вращения.
Кто-нибудь из читателей обязательно подумает – ага, поддай дымку и докажи. Дым машины у меня, увы, нет, но идея интересная. А доказать нетрудно: при Pull варианте зона активного обдува больше, чем при Push. Именно зона, а не скорость воздуха в небольшой зоне. И разница между Pull и Push на радиаторе Black ICE GTX больше, чем на EK RAD-XT.
Вернемся к связке GTX + Scythe GT и посмотрим на ситуацию с уровнем шума:
Бутерброд на таком радиаторе – зрелище не из тихих. Условном бесшумным его можно назвать лишь при скорости вращения вентиляторов 600-700 об/мин, в этом режиме по эффективности он лидирует. Но на всем диапазоне лидером я бы назвал Pull. Кстати, при повышении скорости вращения с 900 до 1200 об/мин наблюдается некий скачек (а на графике – спад, т.к. это дельта температур) производительности радиатора. Шруд эффективен лишь при низкой скорости вращения, но в любом случае Pull лучше.
Самое время поменять вентилятор, связка Black ICE GTX + NoiseBlocker PL-2:
Push:
Pull:
Push + Shroud:
Pull + Shroud:
2 Fans:
Смогут ли «обычные» вентиляторы изменить ситуацию?
Неинтересно, совсем. Бутерброд традиционно лидирует, причем с существенным отрывом, остальные же 4 варианта в целом идентичны. Самое интересное, что 900 об/мин Scythe GT по шума примерно равны 800 об/мин PL-2. Вот только Тайфуны при этом выигрывают градуса четыре, что рубит на корню все мысли о том, что PL-2 – отличный вентилятор, который хорош во всех вариантах установки. Впрочем, дело тут не столько в никудышности NoiseBlocker’ов, сколько в реальной крутости Тайфунов.
Проверим результаты относительно шума:
Ожидаемо плотные результаты, разве что «бутерброд» на минимальной скорости вращения оказался немного эффективнее всех остальных вариантов. Но тихой подобную связку из толстого радиатора и двух вентиляторов назвать сложно.
Самое время подвести итоги и сделать важные выводы.
- Герметичность крепления вентилятора – вещь очень важная
- Разница между различными вариантами установки вентилятора не настолько уж и большая
- Шруды не везде и не всегда эффективны, но в тихом режиме могут помочь отыграть несколько градусов
- Зачастую Pull – самый эффективный вариант
- «Бутерброд» - эффективно, но и не очень тихо
Стоит ли пара градусов утолщения связки радиатор-вентилятор на целых 30 мм – это решать вам. Шруды Koolance, позволяющие врезать радиатор в «потолок» корпуса – вещь без тени сомнения полезная. Шруды TFC – вещь несколько спорная, но в некоторых случаях довольно эффектная и изредка – эффективная. Не стоит забывать, что в них предусмотрены отверстия для установки светодиодов. Чем не повод разнообразить внешний вид системы?
Для себя же я только убедился в правильности своей теории: в просторном корпусе создается герметичный радиаторный отсек, вентиляторы ставятся в стенки этого отсека и перпендикулярно радиатору. Радиатор продувается воздухом, который нагнетают вентиляторы в отсек. Поток воздуха, проходящего через радиатор, получается близкий к ламинарному, что благотворно сказывается и на эффективности охлаждения, и на уровне шума. Минусы – некие сложности с герметичностью и относительно большие размеры радиаторного отсека.
< Король производительности.. и не только её. Обзор / тест видеокарты ASUS MARS II | Обзор / тест портативного USB 3.0 винчестера Silicon Power Stream S10 750ГБ > |
---|