Компьютерный ресурс У SM

Всё о компьютерах, комплектующих, периферии, мобильных устройствах, софте и аксессуарах к ним

  • INCREASE FONT SIZE
  • DEFAULT FONT SIZE
  • DECREASE FONT SIZE

Проверка эффективности разных вариантов установки вентилятора - Push, Pull, шруды, бутерброд

E-mail Печать
Оглавление
Проверка эффективности разных вариантов установки вентилятора - Push, Pull, шруды, бутерброд
Тесты с Black ICE GTX

 


Тесты с Black ICE GTX


Но ЕК RAD-XT – радиатор с довольно низкой плотностью оребрения, всего 12 FPI. Самое время взять другой радиатор – Black ICE GTX, у него плотность 20 FPI. Непосредственно от плотности зависит не только усредненный объем воздуха, проходящий через радиатор (он, к слову, лишь чуть меньше, чем для EK RAD-XT), а соотношение мертвой зоны и зоны активного обдува. В случае с ламинарным потоком разница в эффективности была бы практически при любой интенсивности обдува в пользу более оребренного радиатора. Но у нас-то поток не ламинарный…


Начнем с Scythe GT:

Push – комплектные винты М4 достаточно короткие и их едва-едва хватает, чтобы использовать прокладку.



Pull:



Push + Shroud – винты TFC достаточной длинны, чтобы без проблем закрепить и с прокладкой. Без нее есть риск упереться винтом в ламели радиатора.



Pull + Shroud:



2 Fans:



Стоит отметить, что даже с прокладкой по бокам остаются небольшие зазоры из-за особенности радиатора. Т.к. у нас исследование именно вариантов установки вентилятора, а не особенностей радиатора Black ICE GTX, данные щели были дополнительно герметизированы.

А результаты следующие:



Результаты интереснее, правда? «Бутерброд» вновь вне конкуренции, но и Pull не сдается. Push в аутсайдерах, что меня ничуть не удивляет. Кстати, если с радиатором EK увеличение скорости вращения с 900 до 1850 об/мин приводило к снижению дельты от силы раза в 1,5, то в данном случае для вариантов с одним вентилятором мы можем наблюдать практически двукратное снижение дельты. Но происходит это скорее всего не из-за того, что скорость потока в зоне активного обдува увеличилась в 2 раза, а потому, что эта самая зона из-за возросшей скорости потока и его давления увеличилась. И когда говорят «радиатор сложно продуть», то фраза означает не высокое сопротивление радиатора воздушному потоку, а сравнительно малую зону активного обдува при низкой скорости вращения.

Кто-нибудь из читателей обязательно подумает – ага, поддай дымку и докажи. Дым машины у меня, увы, нет, но идея интересная. А доказать нетрудно: при Pull варианте зона активного обдува больше, чем при Push. Именно зона, а не скорость воздуха в небольшой зоне. И разница между Pull и Push на радиаторе Black ICE GTX больше, чем на EK RAD-XT.

Вернемся к связке GTX + Scythe GT и посмотрим на ситуацию с уровнем шума:



Бутерброд на таком радиаторе – зрелище не из тихих. Условном бесшумным его можно назвать лишь при скорости вращения вентиляторов 600-700 об/мин, в этом режиме по эффективности он лидирует. Но на всем диапазоне лидером я бы назвал Pull. Кстати, при повышении скорости вращения с 900 до 1200 об/мин наблюдается некий скачек (а на графике – спад, т.к. это дельта температур) производительности радиатора. Шруд эффективен лишь при низкой скорости вращения, но в любом случае Pull лучше.

Самое время поменять вентилятор, связка Black ICE GTX + NoiseBlocker PL-2:

Push:



Pull:



Push + Shroud:



Pull + Shroud:



2 Fans:



Смогут ли «обычные» вентиляторы изменить ситуацию?



Неинтересно, совсем. Бутерброд традиционно лидирует, причем с существенным отрывом, остальные же 4 варианта в целом идентичны. Самое интересное, что 900 об/мин Scythe GT по шума примерно равны 800 об/мин PL-2. Вот только Тайфуны при этом выигрывают градуса четыре, что рубит на корню все мысли о том, что PL-2 – отличный вентилятор, который хорош во всех вариантах установки. Впрочем, дело тут не столько в никудышности NoiseBlocker’ов, сколько в реальной крутости Тайфунов.

Проверим результаты относительно шума:



Ожидаемо плотные результаты, разве что «бутерброд» на минимальной скорости вращения оказался немного эффективнее всех остальных вариантов. Но тихой подобную связку из толстого радиатора и двух вентиляторов назвать сложно.



Самое время подвести итоги и сделать важные выводы.

  • Герметичность крепления вентилятора – вещь очень важная
  • Разница между различными вариантами установки вентилятора не настолько уж и большая
  • Шруды не везде и не всегда эффективны, но в тихом режиме могут помочь отыграть несколько градусов
  • Зачастую Pull – самый эффективный вариант
  • «Бутерброд» - эффективно, но и не очень тихо



Стоит ли пара градусов утолщения связки радиатор-вентилятор на целых 30 мм – это решать вам. Шруды Koolance, позволяющие врезать радиатор в «потолок» корпуса – вещь без тени сомнения полезная. Шруды TFC – вещь несколько спорная, но в некоторых случаях довольно эффектная и изредка – эффективная. Не стоит забывать, что в них предусмотрены отверстия для установки светодиодов. Чем не повод разнообразить внешний вид системы?

Для себя же я только убедился в правильности своей теории: в просторном корпусе создается герметичный радиаторный отсек, вентиляторы ставятся в стенки этого отсека и перпендикулярно радиатору. Радиатор продувается воздухом, который нагнетают вентиляторы в отсек. Поток воздуха, проходящего через радиатор, получается близкий к ламинарному, что благотворно сказывается и на эффективности охлаждения, и на уровне шума. Минусы – некие сложности с герметичностью и относительно большие размеры радиаторного отсека.

 


       



 
Последние материалы на сайте:

Уважаемые посетители! Я решил попробовать себя на ниве стриминга. Кому интересно поболтать за жизнь и поглядеть на мои потуги в ретро-играх и новье, прошу сюда.

Регистрация / Вход
Пожалуйста войдите на сайт, введя свои логин и пароль.


Темы с форума

  • Нет сообщений для показа

Свежие комментарии из DISQUS


d18e1eafc8e01fd7df87315c0528197d