Оглавление |
---|
Тест Scythe GentleTyphoon |
Сами вентиляторы |
Тесты на установке |
Тесты на радиаторе |
Scythe GentleTyphoon – это без сомнения одни из самых популярных вентиляторов, в первую очередь для установки на радиатор. Невысокая цена, малый уровень шума и хороший воздушный поток – это именно то, за что люди любят эти вентиляторы. Но так ли они хороши на самом деле? Произведен анализ данных вентиляторов на основе более 4000 замеров.
Поставляются вентиляторы в небольшой упаковке из прозрачного пластика:
На лицевой части можно обнаружить скорость вращения вентилятора, воздушный поток, уровень шума и потребляемый ток. Также производитель не поскупился на эпитеты: Hyper Cooling (Гипер охлаждение), Nano vibration (Привет, Сколково. Слово Nano/нано сейчас пишут везде где только можно и нельзя. Думаю, что в данном случае под этой фразой производитель подразумевает «низкий уровень вибраций», а не «микро/нано вибрации».) и Comfortable tone (под этим подразумевается, что частота издаваемого вентилятором звука находится в комфортном для человеческого уха диапазоне. Проще говоря, звук вентилятора не назойливый). Так же можно подчерпнуть информацию о сроке службы в 100 000 часов (4167 дней или почти 11,5 лет. Ага, только многие жалуются, что не проходит и пары месяцев, как GentleTyphoon может начать трещать) и длине основного кабеля в 300 мм.
Оборотная сторона упаковки также пестрит различной информацией, причем на 5 языках сразу:
В таблице указаны основные характеристики вентилятора, а ниже начинается чистой воды маркетинг на тему уникального и запатентованного импеллера, который творит чудеса по соотношению шум/производительность. Нас же больше интересует рисунок в нижней части, на котором отображается схема двигателя вентилятора. Рассмотрим его поближе:
Заодно я захватил еще один абзац, в котором расписывается, что крыльчатка вентилятора была спроектирована таким образом, чтобы исключить неприятный для человеческого уха шум.
Ниже же можно видеть вышеупомянутый рисунок. Я решил немного внести ясности, для этого обозначил каждый элемент, результат ниже:
Рассмотрим более подробно по цветам:
Желтый – это монолитный корпус, включая спицы, на котором крепится статор вентилятора и специальную втулку (желтый вертикальный цилиндр), в которой располагаются подшипники. На этой же втулке плотно сидит статор, а под ним и плата с управлением.
Фиолетовый – подшипники. В Scythe GT используется целых 2 шарикоподшипника, более того, производитель заявляет, что каждые вентиляторы балансируются вручную. Проверить это в реальности довольно сложно, но стоит отметить, что балансировка у GT идеальная. Кстати, на центре ротора (на оси) и на краю ротора стоят точки от черного маркера (их видно даже через упаковку – по центру и на 10 часов на самом первом фото). Возможно, что 9 прямоугольных прорезей в роторе как раз и служат для балансировки.
Светло-фиолетовый – постоянный магнит. Он вклеен в сам ротор (в алюминиевый кожух, если точнее, а уже на этот кожух приклеена крыльчатка. На рисунке этот кожух имеет бледный серый цвет).
Розовый – статор, на котором расположились обмотки. Впрочем, более правильно данный элемент называть индуктором мотора. Как и в большинстве вентиляторов, в Scythe GT применяется индуктор с 4 полюсами.
Индуктор очень плотно садится на ту самую втулку корпуса. Хорошо сбалансированная крыльчатка на хороших подшипниках вибрации не производит. А вот сам мотор может, т.к. при коммутировании обмоток как раз и возникает вибрация. Проще говоря, когда у индуктора меняется полярность, то при «проталкивании» крыльчатки еще на ¼ оборота вперед сам индуктор стремится провернуться в обратную сторону. При этом появляются не только вращательные силы, но и поступательные. Все это передается на корпус и появляется вибрация. Инженеры не только идеально сбалансировали саму крыльчатку с ротором, но и сделали виброизоляцию индуктора мотора относительно корпуса, тем самым минимизировав вибрацию вентилятора. Могу сказать, что получилось у них довольно неплохо – вентилятор даже при высоких оборотах отличается как умеренным уровнем шума и вибраций.
Но эти инженеры вовсе не из Scythe, а из японской корпорации Nidec Servo, производящей сервоприводы, коллекторные и бесколлекторные моторы, шаговые моторы и драйвера (драйвер – это специальная управляющая микросхема, а не то что вы подумали) и вентиляторы.
К слову, в оригинале вентилятор носит точно такое же название – GentleTyphoon, но справедливости ради стоит отметить, что существует 2 различные модификации. Представляю вам datasheet на первую и на вторую. В нашем случае речь идет о первой модификации, но обратите внимание на вторую, а точнее на необычное кольцо на крыльчатке. Крайне интересно было бы протестировать подобные вентиляторы.
Изучаем datasheet и обнаруживаем крайне занимательную строчку: «Noise values shown (at 1m) were converted as follows subtract 12dB from actual noise messurements taken at 25 cm (as shown in the noise graph below)», т.е. цифры на самом то деле получены путем вычитания из уровня шума с 25 см величины в 12 дБ. Можно ли говорить о какой-нибудь объективности? Для модели со скоростью вращения 1850 об/мин на максимальной скорости уровень шума с 30 см составил 43,1 дБ, а в таблице минимальный уровень шума (от которого и отнимают 12 дБ) – 38 дБ. Впрочем, на 1850 об/мин вентилятор прокачивает около 0,85 кубического метра в минуту, на графике при подобном воздушном потоке значится цифра в 40,5 дБ, что уже ближе. Вентиляторы там тестируются при идеальных условиях, отсюда и подобные значения. Кстати, советую обратить внимание на S-образную кривую посреди нижних графиков, ее мы еще увидим.
Нетрудно заметить, что и в datasheet представлены всего 3 модели: 1450, 1850 и 2150 об/мин, причем каждая в двух исполнениях – 12 и 24 В. Первые две попали ко мне на тесты, а вот вторая под брендом Scythe не выпускается. Там же пишут, что при желании можно заказать вентиляторы с другими параметрами, отсюда и произошли еще 3 модели: 500, 800 и 1150 об/мин. Впрочем, скорость вращения можно варьировать путем изменения обмотки индуктора, а управляющая схема остается без изменений.
Давайте посмотрим на таблицу с заявленными техническими характеристиками:
Сразу же бросается в глаза крайне узкий диапазон напряжения для младших моделей – 10-13,2 В. С учетом того, что от БП можно получить максимум 12 В, а еще прибавить сюда падение напряжения на реобасе, то выходит совсем грустно. И если модель с 500 об/мин (она, кстати, ко мне на тесты не попала) не нуждается в регулировке, то 800 и 1150 об/мин модели на максимальных оборотах на радиаторе все же издают шум.
Основная причина в том, что магнит, установленный в роторе, довольно слабый. Но благодаря большому диаметру, момент на крыльчатке сравним с оным у обычных вентиляторов, что и позволяет достигать скорости в несколько тысяч оборотов в минуту. Зачем нужно было все это городить? После выключения вентилятор свободно вращается еще секунд 20-30, т.к. слабый магнит сравнительно несильно «тормозится» об индуктор. То же самое происходит и при работе вентилятора – сведены к минимуму силы, действующие на индуктор, а, следовательно, и его вибрация.
Отсюда выходит и рекордно низкое энергопотребление – самая скоростная модель на 1850 об/мин потребляет около 1 Вт, а при 1000 об/мин и вовсе около 0,18 Вт. Оборотная сторона медали – высокое стартовое напряжение. Для 800 об/мин модели оно составляет чуть более 5 В, для 1150 и 1450 об/мин моделей – около 4 В, а для 1850 об/мин – 3,2 В. Отнимаем от этого около 0,6-0,8 В и получаем напряжение устойчивой работы вентилятора. Таким образом, для всех 5 моделей минимальная скорость вращения составляет порядка 300 об/мин. Напрашивается вывод: если вентиляторы на равных оборотах показывает одинаковое соотношение производительность/шум, то какой смысл брать младшие модели? Если это действительно так, то никакого.