Как бы мы ни читали различный материал, например обзоры, иногда что-то привлекает внимание, режет глаз, что называется, запускает мыслительный процесс. В данном случае бросилось в глаза не одинаковое распределение по диаграмме красных и зелёных меток, обозначающих "красные" и "зелёные" видеокарты. Сначала я решил для себя, что факт такой имеет место быть и мне это не померещилось.
Впечатление усилилось ещё больше, когда зелёные ВК вполне успешно вписались в условную область, которую я выделил по своему усмотрению с помощью красного круга в графическом редакторе. Не все ВК (видеокарты) попали в круг... Имея ввиду, что исключения только подтверждают правило, уверенность в принципиально разном местоположении меток на диаграмме окрепла ещё больше. Показанная на форуме SM картинка получила название "Теория Красного круга Nechto".
Кликабельно
Оп-па! сказал я себе, область в координатной сетке не может не иметь точки оптимума, ведь сам круг можно трактовать как точку, имеющую допуск в позиционировании. Нахожу эту точку (она в центре круга) и проецирую её на координатную сетку. Получилось, что t=80, а шум=43Дб. Если это что-то значит, то что именно? Это значит, что Нв (Nvidia) старается делать свои ВК придерживаясь определённой концептуальной позиции. В отношении красных ВК можно сказать, что стремления сконцентрироваться в какой-то определённой области диаграммы нет, поэтому нет и их объединения в особую область. Они раскиданы по всей диаграмме, так или иначе.
Вторым наблюдением была неосторожность расположить на картинке два режима работы одной и той же ВК. Речь идёт об R9 290X. Эти два режима, принадлежащие одной и той же конструкции, отличаются регулировочной кривой оборотов кулера СО (системы охлаждения) ВК. Пониженным оборотам будет соответствовать, естественно, и более тихий режим (silent), но ВК разогреется сильнее, рискуя впасть в троттлинг и снизить свою производительность. Задав более агрессивную кривую регулировки оборотов, можно снять ограничение по температуре, подняв производительность в тяжёлом рендеринге....Соединяем точки...
Кликабельно
Если в БИОСе ВК вшита технология авторазгона, то сняв ограничения на разгон со стороны СО по температуре, мы увидим и графическое отображение направления роста производительности.
Красный круг и стрелка связаны между собой принципом непересечения. Иначе говоря, по мнению Нв и Necto CО (система охлаждения) R9 290X не адекватна эл. плате видеоадаптера, поскольку как не регулируй обороты, ВК не попадает в оптимальную область "шум-температура". СО слабая в данном случае.
Господа, линия несовпадения стрелки с красным кругом видна для всех желающих. Она как раз и определяет направление адекватности СО и платы, на которую её ставят....розовые стрелки...
Кликабельно
Прошу, в связи сэтим, обратить внимание на квадратик GTX750. То что карта тихая и холодная это конечно прекрасно, но СО на ней чрезмерно сильная (по теории Nechto), она требует (напрашивается на) оптимизации через удешевление конструкции. На практике, могли взять неиспользовавшиеся готовые решения, что залежались на складах, то есть и так бесплатные для Нв. Теоретически, можно доиспользовать запасы, преподнеся покупателям, как высшее достижение энергоэффективности и разгонного потенциала "передовой архитектуры". Более простое объяснение: нет необходимости заниматься специально разработкой эксклюзивных СО для ВК небольшой мощности. Грамотная маркетинговая работа Нв на потребительском рынке не является недостатком, по любому, однако трактовку тестерами восхитительных свойств такого продукта как 750ая я не считаю полностью верной... возможны варианты...
Проведём ещё одну стрелочку
Шо це за таке? Уменьшение шума при той же температуре. Попробуем порассуждать на эту тему. Сделать тенденцию, что отображает синяя стрелка очевидной, проявить её в запутанной картине, требует усилий. Нужно мысленно представить 2 варианта. Пассивный радиатор огромной площади (т.е. предельно тихий, совсем бесшумный) и голую плату в аэродинамической трубе (огромная мощность воздушного потока вентилятора охлаждает чип на прямую, без радиатора даже). Между этими вариантами находится целое море промежуточных. ВК должна охлаждаться только тогда, когда это требуется. При отсутствии баланса между вентилятором и радиатором чип будет перегреваться либо переохлаждаться, область приемлимых оборотов кривая регулировки может проходить очень быстро, если вентилятор не оптимизирован к радиатору (или наоборот). Чем больше площадь радиатора, тем меньшее приращение оборотов вентилятора требуется для обеспечения такого же теплоотвода....Увеличим суммарную площадь реброотводов и дело в шляпе! Да? Нет. Но стремясь купить именно тихую ВК придётся выбирать и самую громоздкую. Эти свойства антагонистически связаны, противоречивы, увы. Всё упёрлось в допустимый размер ВК. Он ограничен двумя слотами, в идеале, и длиной конечно тоже. А синяя стрелка? Если ОС ВК турбинного типа (т.е. одинакового) и одинакового размера геометрия карты, значит снижение шума произошло за счёт улучшения, совершенствования СО...или увеличивайте размер турбины... но этот размер уже исчерпан, как и геометрия... Теперь синюю стрелку проще убрать, чем объяснять :)
СО ВК с Титановым охлаждением лучше, чем СО 680ой, если считать, что у них одинаковая геометрия в широком смысле. Охлаждение впервые применённое на ВК "Титан" хорошо себя показало и с успехом было применено и на других зелёных картах. В частности, производительность 770ой была немного увеличена в сравнении с 680ой, хотя в обоих стоит одинаковый чип. Синяя стрелка - вектор совершенствования СО ВК-ты.
Допустимый шумовой порог и рабочая точка. Первый пункт ясен и является величиной зависимой (от глухоты или громкости окружающей среды, например). Как сравнят ВК по шуму глухой и слепой, с повышенным слухом человек? Запросто! Только нужно предварительно договориться о... Мера допустимого шума штука условная и служит только для сравнения, а не для практического применения ВК в конкретном частном случае. Теория Красного круга говорит о том, что Нв условно принимает этой мерой численное значение в 43Дб. Всё что выше - слишком шумнО.
Кликабельно
"Мамой клянусь", что проводя зелёную линию я не знал заранее, что она упрётся в красный кружок с надписью "silent" (тихий) !!! Будем считать, что хотя бы сейчас ход мысли верный, это радует и говорит о непредвзятости Nechto.
Рабочая точка. Для людей знакомых с электроникой объяснять ничего не нужно, для тех кто далёк от этого понятия, попробую как то пояснить. Всем знакома кухонная газовая плита. Упростим её до одной конфорки. Регулятором газа мы установим Max для того, чтобы вскипятить чайник (Рабочая точка для чайника). Min нужен для доводки до готовности какого-либо блюда. Получилось, что владея одной и той же плитой мы задаём её мощность (производительность ВК, по аналогии) простым выбором рабочей точки. Если, допустим, имеется две одинаковые газ.плиты, но с разными предварительными установками, то сравнить их производительность с помощью кипячения чайника ( тестовых бенчей и в игровых тестах) невозможно принципиально....Вместо прояснения туман только ещё больше сгустился, на мой взгляд... Немного терпения господа...
Необходимо вернуться в прошлое, во времена отсутствия технологии авторазгона ВК (BOOST, у зелёных). ВК той поры имели заранее заданную рабочую частоту и напряжение питания для её обеспечения....Фиксированную рабочую точку, в нашем разговоре. Производительность можно было регулировать в некоторых допустимых пределах, изменяя рабочую точку ВК, разгонять чип, проще говоря. Вопрос: Зачем покупать более дорогую (и более производительную) ВК, когда дешевле просто разогнать чуть более слабую? Как известно, дураков нет. Так и было принято у продвинутых пользователей. Разгон в любом случае поднимет производительность, не важно даже дотянется ли производительность до следующего уровня ВК или нет. С точки зрения формальной логики придраться не к чему, логично до слёз, как говориться. Такую логику я называю поверхностной. Чуть позже вы поймёте где скрыт подвох, а пока просто отметим для себя, что повернув клювики газовых плит на одинаковый угол (рабочую точку) вполне можно адекватно сравнивать мощность конфорок, какая из них "лучше" :).
BOOST. Это алгоритм защиты и авторазгона в одном флаконе. Он совершенствуется со временем, сейчас уже действует BOOST2 и конца света не видно пока, буст2 не последний буст. Его можно трактовать как автоматическая установка рабочей точки на максимум производительности ВК в пределах безопасности для жизни самой ВК. Разбор работы бустов идёт лесом прямёхонько мимо обсуждаемой темы. Для нас важно знать, что выключить BOOST "не вынимая папироски изо рта" невозможно. Это значит, кроме всего прочего, что свести разные ВК к одной рабочей точке для сравнения их лоб в лоб невозможно. Клювики газовых плит поворачиваются не зависимо от нашего желания....Хотите ли вы дома иметь такую плиту, что всегда показывает свои максимальные возможности по мощности и не поддаётся ручному управлению? Можно и не спрашивать, ответ очевиден. BOOST (в широком смысле этого слова)должен быть отключаем. Верно? С точки зрения кухарки (пользователя) - да, а вот с точки зрения маркетологов (продавца) - нет. В газовых плитах пользование с неотключаемым бустом попросту не возможно, поэтому его и нет там (шутка). В области видеокарт BOOST не мешает эксплуатации, но наводит тень на плетень при тестировании, смещая рабочую точку в область большей производительности....если есть куда смещать...К чему последняя фраза? Если исполняемый код не нагружает чип на 100%, то есть ВК-те далеко до установленных ограничений по безопасности, её производительность будет максимально увеличена бустом, увеличивая число "fps макс." а с ним и соответственно "fps среднее", (которое зависит от максимального). В результате при сравнительном тестировании ВК с бустом будет иметь формальное (кукурузное) преимущество против ВК, его не имеющей. (Если я не ошибаюсь, именно такая ситуация была при выходе 680ой, когда она сравнивалась с 7970.) Сам смысл поднятия производительности ВК в том, что бы увеличивать fps мин. (комфортность игрового процесса), а не fps макс., где и без буста хватает плавности. А если по проще, то...BOOST не влияет на увеличение производительности ВК, как бы дико для вас это не прозвучало! ПО-ЧЕ-МУ ??? Потому, что в ВК кроме механизма авторазгона вшит и её защитный механизм. Они работают совместно и защита начнёт ограничивать производительность раньше, чем вступит в силу авторазгон (защита воспрепятствует авторазгону). Если кто то имеет мощные ВК, а играет на сильно заниженных настройках, тогда я беру свои слова обратно. В противном случае вам придется согласиться...
При таком пространном вступлении пора и формализовать, наконец, понятие рабочей точки в современных ВК. Вот оно:
"Рабочая точка" - это такой режим работы видеокарты, в котором...она НИКОГДА не работает. Это утверждение вполне справедливо, если не ставить своей целью придираться к деталям. Она есть и её нет одновременно! А вот этого не может быть! - скажут мне злорады. Должен их сильно огорчить... Для любой ВК прописано в документах значение рабочей частоты, ниже которой ВК не опустится при любых условиях (в 3D). Этот документ - тактико технические характеристики, ТТХ. Значение частоты, с которой BOOST начинает стартовать пытаются выдать, в том числе и тестеры, за рабочую точку, совершая (как бы) подмену понятий. Неискушённая публика вводится в заблуждение думая, что этот параметр, по сути являющийся стартовой частотой разгонной технологии, напрямую отражает производительность. Подвох в том, смотри выше, что разгонять нечего - "всё уже украдено разогнано до нас". Покупаемые нами ВК уже максимально разогнаны внутренней технологией, но по глупой привычке увеличение производительности за счёт изменения защитного порога продолжают называть разгоном...
...Вернёмся к Красному кругу. Нет, не будем к нему возвращаться. Лучше в мысленном эксперименте автоматический разгон "уберём", а разгон вручную оставим...На самом деле не такой уж он и мысленный, по правде говоря, а для Теории Красного круга вообще по барабану автоматический разгон или ручной - мы же тенденции ловим (что и как зависит от разгона, всё равно какого).
По Теории Красного круга ВК-ты можно перемещать не по всем направлениям, а только по тем, что разрешены самой теорией, а именно по стрелкам. Например, мы знаем стрелку означающую "увеличение производительности от разгона".
Куда и что будем двигать? Двигать мы будем красные карты к куче зелёных, нарочито искусственно смещая режим работы ВК для облегчения сравнения ВК между собой. По синему вектору двигаться нельзя, он связан с конструкцией СО ВК, а она для конкретной ВК неизменна. По розовым векторам (стрелкам) тоже, адекватность СО уж какая есть=const. Мы двинем по розовому вектору чуть позже. Остался только вектор "шум-температура", который зависит от разгона (заводского или авто). Для сближения с зелёными, красные карты можно двигать только так:
Кликабельно
Это означает, что их оптимизация по свойству "шум-температура" потребует сбросить заводской разгон, уменьшая производительность в точке оптимума... Теория Красного круга говорит об этом, движение в обсуждаемом направлении только так и происходит, увы. Красные кружки могут двигаться (для сближения с зелёными квадратиками) только до розового вектора иначе начнётся их отдаление от него же. Попадая на розовый вектор тут же становится проявленным адекватность СО красных их эл.платам.
Я исхожу из предположения, что во взаимосоперничестве на каждую красную есть своя зелёная и наоборот. Их производительности примерно близки, ведь конкуренция по этому параметру и шла. Для меня лично это означает, что для обеспечения "конкурентного равенства" АTI разгоняет свои карты на заводе, жертвуя нагревом (R9 290) или шумом (7970, 7950 ). Красные карты технически хуже зелёных, на мой взгляд, поэтому и ценник соответствующий. Об этом мне поведала Теория Красного круга, а не фанатские войны на форумах.
Красные драйвера хуже зелёных. Да неужели? Против собственной криворукости при использовании ПО (программного обеспечения) не помогут даже зелёные драйвера - вот мой ответ.
В заключение я хочу сказать SM спасибо за предоставленную мне возможность свободно высказывать своё диванное ИМХО. Спасибо и Дмитрию Владимировичу, у которого я позаимствовал диаграмму (сайт оверклокеров). Также я хочу пожелать всяческих успехов сайтам "3d ньюс", thg.ru, "оверам" и "хоботу", которые многому меня научили.
Уважаемым читателям я желаю здоровья и более внимательного рассматривания всяческих технических картинок.
p.s. не авторизован на форумах упомянутых сайтов, из за страха ответственности :).
< Обзор игровой мышки GAMDIAS Erebos Extension GMS7510 | Обзор и тестирование портативного USB 3.0 винчестера Samsung M3 Portable (HX-M101TCB) > |
---|